Смена руководителя компании
Порядок изменения руководителя общества можно условно разделить на этапы:
1. принятие решения,
2. подготовка пакета документов,
3. уведомление о принятом решении.
Принятие решения о смене руководителя предприятия
Для смены руководителя (как единоличного исполнительного органа общества, так и коллегиального) в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, Законами Украины «О хозяйственных обществах», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» необходимо принять соответствующее решение (далее — решение).
Как правило, такое решение принимается высшим органом общества. В качестве примера, принятие решения о смене руководителя в Акционерных обществах (далее — АО) — исключительная компетенция наблюдательного совета АО (п. 11 ч. 2 ст. 52 Закона Украины «Об АО»). Что касается Общества с ограниченной / дополнительной ответственностью (далее — ООО / ОДО), то данное решение принимается общим собранием участников Общества (решением участника, если в ООО, ОДО один участник) (п. 7 ч. 2 ст. 30 Закона Украины «О ООО / ОДО »). В частном предприятии, как устаревшей организационно-правовой формы хозяйственного общества, решение принимается исключительно собственником (учредителем) (ст. 63, 113, ч. 4 ст. 128 ХКУ).
Данное решение оформляется в виде протокола (если решение принималось коллегиальным органом общества, проводилось голосование), так и в виде решения участника / основателя / владельца (когда в обществе имеется один участник / учредитель / владелец).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований»» решение уполномоченного органа управления юридического лица должно быть оформлено с соблюдением требований, установленных законом, и соответствовать законодательству. Решение уполномоченного органа управления юридического лица подается для государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре, излагается в письменной форме, прошивается, пронумеровывается и подписывается учредителями (участниками), уполномоченными ими лицами или председателем и секретарем общего собрания (в случае принятия такого решения общим собранием). Подлинность подписей на таком решении нотариально удостоверяется с обязательным использованием специальных бланков нотариальных документов, кроме решений, созданных на портале электронных сервисов или с использованием Единого государственного веб-портал электронных услуг, подписанных с использованием квалифицированной электронной подписи, а также других случаев, предусмотренных законом.
В тексте решения обязательно указывается ФИО лица руководителя, которые изменяются / освобождаются, дата увольнения, дата назначения, ФИО нового руководителя и лицо, которое будет уполномочено на проведение изменений, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР).
Подготовка документов, необходимых для изменения директора юридического лица
После оформления соответствующего решения, осуществляется подготовка пакета документов для проведения соответствующих изменений в ЕГР.
1) заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре (форма 2, согласно приказу Министерства юстиции Украины от 19 мая 2020 № 1716/5);
2) экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) надлежащим образом оформленного решения уполномоченного органа управления юридического лица об изменениях, которые вносятся в ЕГР;
3) документ об уплате административного сбора — в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Закона (0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц);
4) учредительный документ юридического лица в новой редакции — в случае внесения изменений, содержащихся в учредительном документе;
5) структура собственности по форме и содержанию, определенными в соответствии с законодательством (в настоящее время форма данного документа не утверждена);
6) нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность конечного бенефициарного владельца юридического лица — для физического лица — нерезидента и, если такой документ оформлен без применения средств Единого государственного демографического реестра — для физического лица — резидента (копия паспорта);
7) документ, подтверждающий полномочия действовать от имени общества: документ, подтверждающий полномочия законного представителя лица, нотариально заверенная доверенность или сведения из Единого государственного реестра о лице, уполномоченном действовать от имени компании (если документы подаются представителем общества)).
В дальнейшем указанный пакет документов подается государственной регистратору, через уполномоченные центры предоставления административных услуг или частному нотариусу, у которого открыт доступ к ЕГР. Общий срок проведения указанного регистрационного действия составляет 24 часа с момента поступления документов соответствующему регистратору / нотариусу (принятие которых подтверждается описью предоставленных документов).
Уведомление о принятии решения о смене руководителя компании
После проведения регистрационного действия о смене руководителя предприятия, сведения о данном факте направляются государственным регистратором (нотариусом) в органы налоговой инспекции, пенсионного фонда, органы статистики автоматически в электронном виде.
Сообщение о принятии нового руководителя, как нового работника предприятия подавать не требуется (п. 2, 6 Постановления КМУ от 17 июня 2015 № 413). Также в соответствии со спецификой организационной формы общества, могут предупреждаться другие органы, учреждения, организации (в качестве примера, Национальный депозитарий Украины, НКЦБФР и другие).