Ликвидация обособленных подразделений (филиалов, представительств)

Ликвидация обособленных подразделений (филиалов, представительств)


При осуществлении хозяйственной деятельности возникает необходимость создания обособленных подразделений (филиалов, представительств), а также их дальнейшего закрытия. В этой статье детальнее предлагаем рассмотреть порядок именно ликвидации подразделений.


Прежде всего необходимо принять решение о закрытии обособленного подразделения (далее — ОП) и оформить его документально в письменной форме. Такое решение о закрытии ОП по общему правилу принимает владелец, участник (владельцы, участники) или уполномоченные им органы (ст. 59 ХКУ, ст. 110 ГКУ). В частности, в ООО это решение принимается Общим собранием участников. В акционерном обществе (далее — АО), согласно п. 16-2 ч. 2 ст. 52 Закона об АО ликвидация ОП (в том числе и филиалов) находится в исключительной компетенции наблюдательного совета АО. И только в случаях, установленных в уставе, решение о ликвидации филиала могут принять общее собрание АО (ч. 3 ст. 52 Закона об АО).

Согласно ч. 19 ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» для государственной регистрации прекращения ОП юридического лица подается:
— заявление о государственной регистрации прекращения обособленного подразделения юридического лица;
— структура собственности по форме и содержанию, определенными в соответствии с законодательством (форма структуры собственности еще не утверждена, поэтому не подается);
— извлечение, выписка или иной документ из торгового, банковского, судебного реестра, подтверждающего регистрацию юридического лица — нерезидента в стране его местонахождения — в случае, если учредителем юридического лица является юридическое лицо — нерезидент.
— нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность, которая является конечным бенефициарным владельцем юридического лица, — для физического лица — нерезидента и, если такой документ оформлен без применения средств Единого государственного демографического реестра — для физического лица — резидента ( паспорт).
— документ, подтверждающий личность (представителя, который действует от имени заявителя, если документы подаются таким лицом).

На практике Адвокатского объединения «ПЛЕНУМ», на момент подготовки данной статьи, при ликвидации филиала в акционерном обществе для проведения регистрационного действия с его прекращения, регистратором было истребовано только: заполненное заявление о государственной регистрации прекращения обособленного подразделения (форма 5, согласно Приказа Министерства юстиции Украины от 16 сентября 2020 № 3205/5) и документ, подтверждающий личность представителя действующего от имени заявителя (нотариально заверенная доверенность)).
Документы о прекращении ОП подаются по месту нахождения юридического лица (головного предприятия) к любому ЦПАУ или частного нотариуса (с доступом к ЕГР) в пределах соответствующего округа (город, область). Срок для уведомления гос. регистратора о закрытии ОП (с момента принятия соответствующего решения) не установлен. Поэтому предельного срока для представления указанных документов нет.

О подтверждении полномочий представителя заявителя при подаче документов
Абз. 5 ч. 5 ст. 6 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» указывает, что для целей проведения регистрационных действий документом, подтверждающим полномочия действовать от имени другого лица, является документ, подтверждающий полномочия законного представителя лица, нотариально заверенная доверенность или сведения из Единого государственного реестра об уполномоченном лице.
Абз 4 ч. 2 ст. 14 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» устанавливает, что для целей проведения регистрационных действий документом, удостоверяющим полномочия представителя, является документ, подтверждающий полномочия законного представителя лица, или нотариально удостоверенная доверенность.
То есть, учитывая указанные нормы права, доверенность, выдаваемая на представителя юридического лица должна быть удостоверена нотариально, за исключением лиц, которые указаны в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР) и могут совершать установленные действия от имени юридического лица без доверенности при предъявлении документов, удостоверяющих его личность.

Об увольнении / освобождении / переводе работников ОП при ликвидации
По общему правилу, при ликвидации ОП происходит высвобождение работников на основании ст. 492 Кодекса законов о труде Украины (с проведением предварительного уведомления работников, предложением другого места работы на том же или другом предприятии и с соблюдением других гарантий). Увольнение данной категории работников будет происходить только при сокращении численности или штата работников данного предприятия. По возможности, также проводится перевод работников на головное предприятие в соответствии со ст. 32 Кодекса законов о труде Украины при наличии их письменного согласия.

О снятии с учета в налоговых и других органах
Ч. 4 ст. 14 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» отмечает, что сведения из Единого государственного реестра о государственной регистрации прекращения юридического лица и его обособленного подразделения, обособленного подразделения иностранной неправительственной организации, представительства, филиалы иностранной благотворительной организации, государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя является основанием для снятия их с учета в органах государственной статистики, налоговых органах, органах Пенсионного фонда Украины и / или совершения других действий в соответствии с законодательством.
Согласно п. 11.1 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 года № 1588, Налогоплательщик обязан сообщать контролирующие органы по месту учета такого плательщика о его ликвидации или реорганизации в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (кроме случаев, когда обязанность осуществлять такое сообщение положено законом на орган государственной регистрации).
Данные о принятии решения о прекращении юридических лиц, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре, контролирующие органы получают от государственных регистраторов в порядке информационного взаимодействия между Единым государственным реестром и информационными системами Центрального контролирующего органа.
П. 11.3. Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 года № 1588 указывает, что в случае принятия решения о закрытии постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, в контролирующий орган по основному месту учета такого обособленного подразделения представляются следующие документы:
• заявление о ликвидации или реорганизации налогоплательщика по форме № 8-ОПП, дата которого фиксируется в журнале по форме № 6-ОПП;
• копия распорядительного документа о закрытии обособленного подразделения.
В настоящее время передача информации о прекращении ОП от государственного регистратора в налоговые органы и обратная связь осуществляется с помощью средств электронной связи. После получения данной информации органы налоговой могут принять два решения для проведения процедуры снятия с учета: выдать справку об отсутствии задолженности по уплате налогов и других необходимых платежей (упрощенная процедура) и снять с учета ОП; или осуществить внеплановую проверку (основанием для назначения проверки является получение сведений от государственного регистратора о прекращении ОП) за последние 3 года деятельности такого подразделения о, что составляется акт проверки, устранения нарушений которого будет основанием для выдачи уже указанной справки об отсутствии задолженности перед органами ГНС, является основанием для снятия ОП по учету.
Снятии с учета ОП в различных фондах, например в Фонде социального страхования, происходит автоматически
.


Если для вашего бизнеса возникла необходимость создать обособленное подразделение или ликвидировать его, команда АО «ПЛЕНУМ» предоставит необходимые консультации / или сопроводит всю процедуру «под ключ», в том числе, в части увольнения / перевода работников в соответствии с КЗоТ Украины

 

Шишковский Николай | 26.03.2021

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

Мы не всегда находимся в офисе, но всегда на связи. Вы можете позвонить или написать в режиме 24/7 и договорится о встрече с командой Адвокатского объединения "Пленум".
Plemun Google

Заказать обратный звонок

Спасибо, в ближайшее время мы Вам перезвоним