PROZORRO большое обновление
19 апреля 2020 вступила в силу новая редакция закона «О публичных закупках», которая существенно изменила систему закупок Prozorro с момента ее запуска.
Новый закон предусматривает ряд нововведений (как законодательных, так и технических) с целью усовершенствования порядка проведения тендеров и гармонизации с законодательством ЕС.
Новое законодательство о публичных закупках: что изменилось
Специалисты называют новую систему Prozorro 2.0, поскольку многочисленные изменения призваны кардинально обновить правила проведения тендеров и закрыть те лазейки, которыми пользовались и заказчики и участники закупок.
Давайте разберемся, что же принципиально изменили.
Вывод из тени допороговых закупок
Минимальная стоимость, при которой необходимо проводить закупку через Prozorro, снижена с 200 тыс. до 50 тыс. грн. До сих пор закупки на эти суммы не обязательно было проводить на конкурсной процедуре, чем и пользовалась много заказчиков, чтобы освоить бюджетные средства. Показательными были примеры деления отрезка дороги на куски, каждый из которых ремонтировался «желанным» подрядчиком и стоил 199 тыс. грн.
Более того, все закупки стоимостью от 1 копейки до 50 тыс. грн должны быть внесены в систему Prozorro в виде отчета. Таким образом, при проведении любых закупок обязательным стало использование системы Prozorro, что, в свою очередь, делает такие процедуры более открытыми и прозрачными.
Изменение процедуры обжалования тендера
Одним из основных направлений совершенствования была борьба с так называемыми «тендерными троллям», которые путем злоупотребления механизмом обжалования блокировали проведение закупок.
Во-первых, цена за обжалование существенно возрастет. Ее должен установить правительство.
Во-вторых, деньги за обжалование возвращать тем, кто доказал свою правоту. Также эффективным нововведением в этой сфере должно стать исключение возможности отзыва жалобы.
Устранение недостатков тендерного предложения
Заказчики часто отклоняют предложения участников, если там есть незначительные ошибки. Новый закон дает участникам закупок 24 часа на исправление неточностей.
Введение понятия «аномально низкая цена»
Не единичны случаи, когда один из участников предлагал цену, которая на 30% и более ниже средней предложение остальных участников торгов. Причиной такой «щедрости» было то, что участники очень часто предлагали на аукционе заниженную стоимость, а затем через дополнительные соглашения поднимали ее. При этом, иногда даже до уровня высшего, чем предлагали другие участники.
Теперь участник, предложивший «аномальную цену», имеет в течение одного рабочего дня предоставить ее обоснования. Если он этого не сделает — его предложение заказчик может отклонить.
Новые неценовые критерии
Ранее, в большинстве случаев, единственным критерием оценки предложения участника была исключительно стоимость его тендерного предложения. Отныне, заказчики будут учитывать, в том числе: условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание и другие условия.
Отдельно вводится понятие стоимости жизненного цикла — стоимость не только предмета закупки, но и стоимость его использования, обслуживания и пр.
Профессиональные уполномоченные
Новый закон дает возможность изменить коллективную ответственность представителей заказчиков (тендерных комитетов) на персональную (профессиональных уполномоченных).
Такие лица должны иметь необходимый уровень компетенции, знаний в сфере публичных закупок и подтвердить его, пройдя необходимое тестирование.
Именно уполномоченные составляют план закупок, проводят их, и отвечают за хранение документации.
Наша команда имеет значительный опыт участия в торгах и готова оказать помощь в подготовке и подаче Вашего тендерного предложения.